25 лет ничего скучного

С чего начинается театр? Конечно же, с вешалки, ответят искушенные зрители. Несомненно, без здания, в котором обязательно есть гардероб и буфет, зрительный зал, сцена и мастерские, его существование может показаться невозможным. Но и до всего этого театр уже есть. Он уже возник в мыслях, не отпускает и настырно требует своей материализации.

Так было с молодежным театром «Наш мир», который в конце мая отмечает свое 25-летие. Созданный в 1991 году на основе известной в Северске и далеко за его пределами шоу-группы «Дублеры звезд» братьями Виктором и Геннадием Шошиными, театр сразу задал определенный тон своим девизом — «Любой жанр, кроме скучного». Кстати, и название пришло из музыкально-сатирического прошлого: «Наш мир» — так называлась одна из песен шоу-группы.

Имея всего восемь ставок, которые городские власти выделили для только что родившегося театра, «Наш мир» по принципу театра-студии начал сам для себя готовить кадры. В то время профессиональных актеров в труппе были единицы. Сегодня же благодаря сотрудничеству с Ярославским государственным театральным институтом большинство артистов молодежного театра имеют профессиональное образование.

А вот вешалки появились у «Нашего мира» лишь спустя четыре года после создания театра. Дело в том, что разместить «Наш мир» решено было в клубе поселка Иглаково. Это здание хоть и было отремонтировано, но простояло два года без хозяина, что, несомненно, наложило отпечаток на его внешнее и внутреннее состояние. Впрочем, понимая, что зритель вряд ли поедет в Иглаково, театр сделал упор на выездные представления и гастроли, став самым мобильным творческим коллективом в городе.

В здании иглаковского клуба у театра располагались только цеха, хранились костюмы и, конечно, рождались спектакли и шоу-программы. Одним из самых ярких в истории театра было эстрадное шоу «Бродвей в провинциальном городе». Именно после его выхода, в 1994 году на сцене Музыкального театра, руководство Северска приняло решение переместить «Наш мир» в центр города (в то время освободилось здание кинотеатра «Комета»).

И хотя «Наш мир» всегда тяготел к синтезу жанров, стараясь соединить в своих представлениях различные музыкальные и пластические решения и средства выразительности, именно на сцене бывшего кинотеатра случился решающий переход от эстрадного жанра к драматургии. Это был 1996 год. Первым спектаклем стал камерный мюзикл «Лестница в рай» по пьесе Ульяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!», положенной на музыку произведений Джорджа Гершвина в постановке Геннадия Шошина. В том же 1996 году вышла премьера лирической комедии «Эти свободные бабочки», которая до сих пор не сходит со сцены. Нужно сказать, это весьма редкий случай в истории театров в принципе, ведь спектаклю 20 лет, и не было такого сезона, чтобы его не показывали. Как правило, именно этот спектакль идет первым в гастрольных турах, с него рекомендуют начать знакомство с репертуаром Молодежного театра. Спектакль по пьесе Леонарда Герша является визитной карточкой «Нашего мира». Постановка адресована и молодежной аудитории, и людям постарше. Детям, стремящимся во взрослую жизнь, и их родителям, которым есть над чем подумать. И хотя играет уже четвертый по счету состав актеров, но спектакль нисколько не потускнел, о чем говорят восторженные отклики зрителей.

Всего за 25 лет театром выпущено 49 спектаклей, более 60 концертных программ, самой популярной из которых является «Шлягеры прошлых лет».

Сегодня даже у самого искушенного критика язык не повернется назвать театр любительским или самодеятельным, ведь большинство актеров труппы окончили высшие учебные заведения театрального профиля. Такими артистами, как Елена Павельева, Андрей Гусев, Дмитрий Конради, Евгения Саламатова, Максим Шмелев, Елена Стайпек, может гордиться любой, даже не провинциальный, театр.

В 2012 году на базе «Нашего мира» было создано новое учреждение – Городской дом культуры имени Н. Островского, и Молодежный театр вновь поменял прописку, став структурным подразделением ГДК, но сохранив при этом свой профессиональный статус.

— Около года мы создавали свою малую сцену в здании ДК, — говорит художественный руководитель театра Виктор Шошин. – Целиком и полностью она спроектирована нашим художником-постановщиком Александром Степановым. А пока проект претворялся в жизнь, театральная труппа работала на разных площадках. Кстати, нас хорошо знают жители районов Томской области. На грузопассажирском автомобиле «Газель» мы исколесили ее вдоль и поперек. Не были только в Тегульдетском районе… Причем работали не только на хорошо оснащенных сценах районных Домов культуры, но и в таких местах, где практически, кроме кнопки «вкл» и «выкл», отвечающей за свет в помещении, ничего не было. Такие маленькие деревенские клубы. Впрочем, некоторые спектакли мы можем сыграть даже «в чистом поле». Любим выступать в Стрежевом. К примеру, в 2013 году за семь дней там показали 35 новогодних представлений — по пять в день!

Сегодня с Молодежным театром с удовольствием сотрудничают такие режиссеры, как Елена Епихина, Никита Чурилов. Последний, московский режиссер-хореограф, в данный момент трудится над новой постановкой, пластической драмой «OFFЕЛИЯ», которая увидит свет в июне. Это будет новый взгляд на сюжет шекспировского «Гамлета» — глазами главной героини Офелии. Пока это единственное новое название, которым художественный руководитель театра делится, говоря о планах на будущее, хотя интересных творческих задумок много.

Отмечать свое 25-летие «Наш мир» будет в весьма необычной форме – вечер в театральном кафе: и гости, и виновники торжества разместятся за столиками в большом и таком уютном фойе Дома культуры. Конечно, будут и сцены из полюбившихся зрителю спектаклей, поздравления, сюрпризы. Торжественно откроется новая фотогалерея артистов.

— Есть хорошее состояние театра, когда еще многое впереди. Ведь в сущности, что такое 25 лет? Для человека это самый расцвет сил, вхождение во взрослую серьезную жизнь. Так и театр – растет, взрослеет и в то же время остается всегда молодым благодаря энергетике его артистов. Мы дважды завоевали по две награды на областном театральном фестивале «Маска». Но все же, мне кажется, что главное для театра — занять место не на фестивале или конкурсе, а в сердце своего зрителя, — считает Виктор Шошин.

И невольно возникает вопрос, с чего же начинается театр для зрителя? Да простит меня великий Станиславский, но опять же не с вешалки. Театр начинается еще задолго до нее. С билета в руке, волнения, предвкушения, что случится нечто. Ждешь, что тебя что-то пронзит. Что? Каждый раз это загадка. В любом случае ты выйдешь из театра не таким, каким в него заходил. И это чудо.

Наталья Денисова
Газета «Диалог», выпуск № 21 (1375)